Современный рынок лизинга характеризуется разнообразием форм лизинговых услуг и юридических норм, регулирующих арендные операции, высокой динамикой его параметров и быстро расширяющейся географией заключаемых сделок.
Лизинг может быть разделен на две основные группы: финансовый и оперативный, хотя могут быть и смешанные варианты.
Финансовый лизинг — это сдача в аренду главным образом средств производства или крупных изделий машиностроения (транспорт, комплектное оборудование) на длительный срок. При этом заключается соглашение, предусматривающее выплату в течение аренды сумм (арендных отчислений), покрывающих полную или большую часть стоимости арендуемого оборудования, а также прибыль арендодателя.
По истечении срока действия аренды арендуемое оборудование может быть возвращено арендодателю или куплено у него по остаточной стоимости; может быть также заключено новое соглашение на аренду данного оборудования.
Характерная особенность финансового лизинга — невозможность расторжения договора в течение основного срока аренды.*
(* Срок, необходимый для возмещения расходов арендодателя, который включает затраты на приобретение оборудования, выплату процентов и другие финансовые, накладные, страховые издержки арендодателя.)
В финансовом лизинге всегда участвуют три стороны: арендатор, арендодатель и поставщик оборудования. Арендодатель исполняет чисто финансовые операции. Он заключает договор о лизинге с арендатором и контракт на закупку оборудования с поставщиком. В обязанности арендатора входят выбор поставщика, оборудования, его приемка и все формальности, с этим связанные, поэтому арендодатель не несет ответственности за работу оборудования и не предоставляет соответствующих гарантий. Арендатор сам осуществляет техническое обслуживание и ремонт оборудования.
Арендаторами в финансовом лизинге чаще всего являются мелкие и средние предприятия, промышленные компании региона, транспортные и торговые фирмы. Большинство арендодателей в силу чисто финансового характера такой аренды — это дочерние фирмы банков и других кредитных учреждений. Успешно работают в сфере финансового лизинга независимые лизинговые компании — дочерние фирмы крупнейших торговых домов, располагающие большими кредитными ресурсами.
Для СЭЗ развитие этой области услуг интересно в двух аспектах: импорт лизинга и его экспорт. Преобладание того или иного направления зависит от типа зоны и уровня развития в ней производительных сил.
Наибольшее распространение такая форма услуг может получить в торгово-складских зонах, включая свободные порты, свободные таможенные и беспошлинные зоны, а также в рекреационных, туристских, страховых, банковских и других зонах.
Оперативный лизинг в отличие от финансового имеет более короткий срок аренды — обычно короче амортизационного периода изделия. Поэтому арендные ставки здесь выше. Дело в том, что арендодатель, не имея гарантий, за один срок аренды пытается полностью окупить затраты, учитывая возможные коммерческие риски, что ведет к повышению цен на лизинг. В соглашении на оперативный лизинг участвуют две стороны: арендатор и арендодатель. Арендодатель осуществляет техническое обслуживание и прочий уход за сданным в аренду оборудованием. Ответственность за порчу или утерю имущества, сдаваемого в аренду, несет в основном арендодатель. Договор аренды может предусматривать и ответственность арендатора, но ее размер обычно значительно меньше первоначальной цены имущества. По окончании установленного срока аренды имущество обычно возвращается арендодателю, который затем либо продает его, либо повторно сдает в аренду другому клиенту. Такой порядок позволяет арендатору избежать рисков, связанных с владением имуществом (быстрым моральным устареванием, снижением рентабельности вследствие изменения конъюнктуры рынка и др.), или прямых и косвенных непроизводительных затрат, чаще всего вызываемых ремонтом или простоем техники.
Арендаторы предпочитают оперативный лизинг в случаях, если:
предполагаемые доходы от использования арендуемого оборудования не окупают его первоначальной цены;
оборудование требуется на небольшой срок (например, сезонные работы или разовое целевое использование);
оборудование требует специального технического обслуживания;
арендуется новое непроверенное оборудование.
Сделки оперативного лизинга чаще всего заключаются в сельском хозяйстве, строительстве, горнодобывающей промышленности, транспорте.
Арендодатели обычно тесно связаны с производителем оборудования и имеют довольно узкую товарную специализацию. Для многих типов оборудования в мировой практике применяются специальные виды лизинга, в которых сочетаются в различных вариантах элементы финансового и оперативного лизинга.
Арендодатели проводят операции оперативного лизинга через дилеров, знающих специфику рынка и способных предоставить технические услуги. На рынках оперативного лизинга выступают не специализированные компании и производители промышленного оборудования. Специализированные лизинговые компании (материнские) обычно имеют за границей свои филиалы или дочерние компании, которые покупают у материнской компании оборудование, сдаваемое в аренду.
Международный лизинг может быть прямым и косвенным, а также экспортным или импортным.
Прямой лизинг предполагает заключение арендной сделки между юридическими лицами разных стран, косвенный — между юридическими лицами одной страны, но с обязательным участием в капитале арендодателя иностранных компаний или финансовых учреждений. Косвенный лизинг распространен более широко, причем большая часть подобных операций контролируется транснациональными корпорациями (ТНК).
При экспортном лизинге лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и сдает его в аренду за границу; при импортном — оборудование закупается у иностранной фирмы и сдается в аренду отечественному арендатору.
Международный лизинг находит государственную поддержку во многих странах, так как согласно правилам Международного валютного фонда обязательства, обусловленные арендой, не включаются в объем внешней задолженности государства. Это объясняет высокую динамичность рынка лизинга.
Условия конкурентной борьбы на лизинговых рынках значительно сложнее, чем на товарных, поэтому к лизинговым услугам предъявляются более жесткие требования в отношении конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности определяется главным образом на основе:
сравнительного анализа эффективности лизинга и других форм финансирования инвестиций;
определения позиции арендодателя по отношению к конкурирующим лизинговым фирмам.
Главный элемент конкурентоспособности лизинговой компании — цена оказываемой услуги, которая формируется под влиянием цены оборудования, сдаваемого в аренду, и величины процента, начисляемого арендодателем на сумму основного долга арендатора. Последний находится в жесткой зависимости от ставок банковского процента, налогового режима страны, соотношения курсов национальных валют, наличия (или отсутствия) государственных субсидий из фондов финансирования экспорта. Определенное влияние на величину процента, начисляемого на сумму основного долга арендатора, оказывает возможность коммерческой реализации оборудования после окончания срока аренды.
Очень важный элемент конкурентоспособности лизинга — его качество. Оно определяется качеством оборудования и качеством собственно лизинговых услуг, в число которых входят доскональное знание бухгалтерских, финансовых и других стандартов стран-партнеров, наличие лизингового ноу-хау, набор и качество предоставляемых дополнительных услуг (страхование, регистрация оборудования, получение экспортных лицензий, оформление финансовых документов и др.).
На конкурентоспособность лизинговых услуг значительное влияние оказывает характер торгово-политического режима в отношении стран-партнеров. В тех из них, где связи традиционны и стабильны, действует преференциальный режим и цены ниже, а значит, выше конкурентоспособность лизинговой компании.
Развитие лизинговых услуг в СЭЗ России, с нашей точки зрения, позволит реализовать важнейшую тенденцию в их становлении и функционировании — включить предприятия зоны в сферу влияния международного финансового капитала через крупнейшие транснациональные банки (ТНБ).
Создание лизинговой индустрии в СЭЗ — необходимое условие эффективного функционирования зоны, поскольку лизинг позволяет активизировать экспорт сложной в техническом отношении машиностроительной продукции и внедрить специфическую форму финансирования капиталовложений, альтернативную традиционному банковскому кредитованию и использованию собственных финансовых ресурсов. В результате промышленные предприятия получают возможность приобрести необходимые товары без значительных единовременных затрат, а как бы в кредит, и таким образом избежать потерь, связанных с моральным старением средств производства и многими видами рисков.