Лизинг— это сдача в долгосрочную аренду машин и оборудования

24 августа 2021 - Кредитный
Лизинг— это сдача в долгосрочную аренду машин и оборудования

Современный рынок лизинга характеризуется раз­нообразием форм лизинговых услуг и юридических норм, регулирую­щих арендные операции, высокой динамикой его параметров и быстро расширяющейся географией заключаемых сделок.

 

 

Лизинг может быть разделен на две основные группы: фи­нансовый и оперативный, хотя могут быть и смешанные вари­анты.

 

Финансовый лизинг — это сдача в аренду главным образом средств производства или крупных изделий машиностроения (транспорт, комплектное оборудование) на длительный срок. При этом заключается соглашение, предусматривающее выплату в течение аренды сумм (арендных отчислений), покрывающих полную или большую часть стоимости арендуемого оборудова­ния, а также прибыль арендодателя.

 

По истечении срока действия аренды арендуемое оборудо­вание может быть возвращено арендодателю или куплено у него по остаточной стоимости; может быть также заключено новое соглашение на аренду данного оборудования.

Характерная особенность финансового лизинга — невозмож­ность расторжения договора в течение основного срока арен­ды.*

 

(* Срок, необходимый для возмещения расходов арендодателя, который включает затраты на приобретение оборудования, выплату процентов и другие финансовые, накладные, страховые издержки арендодателя.)

 

В финансовом лизинге всегда участвуют три стороны: арен­датор, арендодатель и поставщик оборудования. Арендодатель исполняет чисто финансовые операции. Он заключает договор о лизинге с арендатором и контракт на закупку оборудования с поставщиком. В обязанности арендатора входят выбор постав­щика, оборудования, его приемка и все формальности, с этим связанные, поэтому арендодатель не несет ответственности за работу оборудования и не предоставляет соответствующих га­рантий. Арендатор сам осуществляет техническое обслужива­ние и ремонт оборудования.

Арендаторами в финансовом лизинге чаще всего являются мелкие и средние предприятия, промышленные компании ре­гиона, транспортные и торговые фирмы. Большинство арендо­дателей в силу чисто финансового характера такой аренды — это дочерние фирмы банков и других кредитных учреждений. Успешно работают в сфере финансового лизинга независимые лизинговые компании — дочерние фирмы крупнейших торго­вых домов, располагающие большими кредитными ресурсами.

Для СЭЗ развитие этой области услуг интересно в двух ас­пектах: импорт лизинга и его экспорт. Преобладание того или иного направления зависит от типа зоны и уровня развития в ней производительных сил.

 

 

Наибольшее распространение такая форма услуг может по­лучить в торгово-складских зонах, включая свободные порты, свободные таможенные и беспошлинные зоны, а также в рекреа­ционных, туристских, страховых, банковских и других зонах.

Оперативный лизинг в отличие от финансового имеет более короткий срок аренды — обычно короче амортизационного пе­риода изделия. Поэтому арендные ставки здесь выше. Дело в том, что арендодатель, не имея гарантий, за один срок аренды пытается полностью окупить затраты, учитывая возможные коммерческие риски, что ведет к повышению цен на лизинг. В соглашении на оперативный лизинг участвуют две стороны: арендатор и арендодатель. Арендодатель осуществляет техни­ческое обслуживание и прочий уход за сданным в аренду обо­рудованием. Ответственность за порчу или утерю имущества, сдаваемого в аренду, несет в основном арендодатель. Договор аренды может предусматривать и ответственность арендатора, но ее размер обычно значительно меньше первоначальной цены имущества. По окончании установленного срока аренды иму­щество обычно возвращается арендодателю, который затем либо продает его, либо повторно сдает в аренду другому клиенту. Такой порядок позволяет арендатору избежать рисков, связан­ных с владением имуществом (быстрым моральным устарева­нием, снижением рентабельности вследствие изменения конъ­юнктуры рынка и др.), или прямых и косвенных непроизводительных затрат, чаще всего вызываемых ремонтом или просто­ем техники.

Арендаторы предпочитают оперативный лизинг в случаях, если:

предполагаемые доходы от использования арендуемого обо­рудования не окупают его первоначальной цены;

оборудование требуется на небольшой срок (например, се­зонные работы или разовое целевое использование);

оборудование требует специального технического обслужи­вания;

арендуется новое непроверенное оборудование.

Сделки оперативного лизинга чаще всего заключаются в сельском хозяйстве, строительстве, горнодобывающей промыш­ленности, транспорте.

Арендодатели обычно тесно связаны с производителем обо­рудования и имеют довольно узкую товарную специализацию. Для многих типов оборудования в мировой практике применя­ются специальные виды лизинга, в которых сочетаются в раз­личных вариантах элементы финансового и оперативного ли­зинга.

Арендодатели проводят операции оперативного лизинга че­рез дилеров, знающих специфику рынка и способных предо­ставить технические услуги. На рынках оперативного лизинга выступают не специализированные компании и производите­ли промышленного оборудования. Специализированные лизин­говые компании (материнские) обычно имеют за границей свои филиалы или дочерние компании, которые покупают у мате­ринской компании оборудование, сдаваемое в аренду.

Международный лизинг может быть прямым и косвенным, а также экспортным или импортным.

Прямой лизинг предполагает заключение арендной сделки между юридическими лицами разных стран, косвенный — меж­ду юридическими лицами одной страны, но с обязательным участием в капитале арендодателя иностранных компаний или финансовых учреждений. Косвенный лизинг распространен более широко, причем большая часть подобных операций кон­тролируется транснациональными корпорациями (ТНК).

При экспортном лизинге лизинговая компания покупает обо­рудование у национальной фирмы и сдает его в аренду за границу; при импортном — оборудование закупается у ино­странной фирмы и сдается в аренду отечественному арендатору.

Международный лизинг находит государственную поддержку во многих странах, так как согласно правилам Международно­го валютного фонда обязательства, обусловленные арендой, не включаются в объем внешней задолженности государства. Это объясняет высокую динамичность рынка лизинга.

Условия конкурентной борьбы на лизинговых рынках зна­чительно сложнее, чем на товарных, поэтому к лизинговым услугам предъявляются более жесткие требования в отноше­нии конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности определяется главным образом на основе:

сравнительного анализа эффективности лизинга и других форм финансирования инвестиций;

определения позиции арендодателя по отношению к конку­рирующим лизинговым фирмам.

Главный элемент конкурентоспособности лизинговой ком­пании — цена оказываемой услуги, которая формируется под влиянием цены оборудования, сдаваемого в аренду, и величи­ны процента, начисляемого арендодателем на сумму основно­го долга арендатора. Последний находится в жесткой зависи­мости от ставок банковского процента, налогового режима стра­ны, соотношения курсов национальных валют, наличия (или отсутствия) государственных субсидий из фондов финансиро­вания экспорта. Определенное влияние на величину процента, начисляемого на сумму основного долга арендатора, оказывает возможность коммерческой реализации оборудования после окончания срока аренды.

Очень важный элемент конкурентоспособности лизинга — его качество. Оно определяется качеством оборудования и ка­чеством собственно лизинговых услуг, в число которых входят доскональное знание бухгалтерских, финансовых и других стан­дартов стран-партнеров, наличие лизингового ноу-хау, набор и качество предоставляемых дополнительных услуг (страхова­ние, регистрация оборудования, получение экспортных лицен­зий, оформление финансовых документов и др.).

На конкурентоспособность лизинговых услуг значительное влияние оказывает характер торгово-политического режима в отношении стран-партнеров. В тех из них, где связи традиционны и стабильны, действует преференциальный режим и цены ниже, а значит, выше конкурентоспособность лизинговой ком­пании.

Развитие лизинговых услуг в СЭЗ России, с нашей точки зрения, позволит реализовать важнейшую тенденцию в их становлении и функционировании — включить предприятия зоны в сферу влияния международного финансового капитала через крупнейшие транснациональные банки (ТНБ).

Создание лизинговой индустрии в СЭЗ — необходимое ус­ловие эффективного функционирования зоны, поскольку ли­зинг позволяет активизировать экспорт сложной в техничес­ком отношении машиностроительной продукции и внедрить специфическую форму финансирования капиталовложений, альтернативную традиционному банковскому кредитованию и использованию собственных финансовых ресурсов. В резуль­тате промышленные предприятия получают возможность при­обрести необходимые товары без значительных единовремен­ных затрат, а как бы в кредит, и таким образом избежать по­терь, связанных с моральным старением средств производства и многими видами рисков.

 

Теги: лизинг
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1471 просмотр
Комментарии (0)

Наш сайт не является публичной офертой , определяемой ч.2 ст. 437 ГК РФ

Внимание!: все публикации на  нашем проекте носят исключительно информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 ГК РФ.